Katie Colfer
Две души, две трагические сестры, отлетели вместе, и та, что была мраком, слилась с той, что была светом.
Конечно же произведение Фонвизина, или как я его называю по старинке Фон Визена, "Недоросль" имеет огромное значение в истории русской литературы. Пьеса "Недоросль" относится в классицизму, самому распространенному литературному направлению 18ого века. Правило трех единств - места, времени и действия, безусловно, соблюдено. Вообще я не люблю классицизм с его этими говорящими фамилиями, хотя трудно не признать, что это помогает заранее понять читателю, что из себя представляет тот или иной герой. Так же меня не может привлекать однобокость персонажей, которые зачастую выражают какую-либо определенную черту характера. Герои делятся строго на положительных и отрицательных. И если отрицательные персонажи "Недоросля" еще походят на реальных людей, например, та же г-жа Простакова, которая, несмотря на всю свою жестокость, двуличие, все таки безумно любит своего ужаснейшего сынульку Митрофана, имя которого, кстати, давно стало нарицательным и обозначает ленивого, невежественного, грубого человека, то положительные персонажи довольно однобоки. Западов конечно сказал в своей статье, что среди знакомых Фонвизина были люди, похожие на Стародума и Правдина, и "чуткие девушки, напоминавшие Софью", и что автор, обобщив их черты, создал своих персонажей, но это не меняет того, что он явно выставляет напоказ только их положительные черты. Не верю я, что у него в окружении было 100 святых матрон.
Вообще хорошо сказал прекрасный Вайль, что "Фонвизин классицист только тогда, когда имеет дело с так называемыми положительными персонажами", ибо это правда, как я сказала, это можно доказать на примере г-жи Простаковой. Еще мне очень понравилось, что сцена, где Митрофан учится грамматике, показывает нам не столь его невежество, сколь напоминает пародию на саму науку. Хотя я думаю, что на ЕГЭ мне лучше этого не писать. C:
Так что я вернусь к традиционным мнениям.
В своей пьесе Фонвизин выступает как воспитатель, вкладывая в устах своих персонажей свои идеи о развитии страны, чем, кстати, не была довольна Екатерина II. У них вообще, к слову, были очень напряжные отношения с Фонвизином, она даже запретила печатать его. Так вот, например, указ о том, что из-за жестокого обращения с крестьянами, государственный чиновник Правдин берет под опеку дом и деревни Простаковых не существовал. Через Правдина Фонвизин предлагает решение этой проблемы. Также через Стародума он высказывает идеи о том, каким должен быть государь, например: "Сколь великой души надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться".
Фонвизин очень многое клал на плечи русскому дворянству, считая, что в нем заключается сила страны. Через Стародума он говорит, что "Дворянин, не достойный быть дворянином, - подлее его ничего на свете не знаю".
Он бесконечно осуждал таких людей, как Простаковы, которые, пользуясь своим положением, унижали крепостных и воспитывали своих Митрофанов.
А теперь то, что мне надо отметить для себя.

Положительные герои пьесы:
читать дальше

Отрицательные герои пьесы:
читать дальше

Фонвизин (1745 - 1792) мечтал о дворянской конституции, был против правительственной политики, был за парламентский строй, очень любил Россию, не был очарован европейскими странами.

Главная мысль комедии - мысль о воспитании.

Задумывал издавать журнал "Друг честных людей, или Стародум".

Первая русская реалистическая комедия.

Большое значение в комедии имеют языковые характеристики героев. Таким образом, язык положительных героев богат и красив, язык Простаковой - просторечие - пестрит ругательствами, словарь Митрофана и Скотинина необычайно скуден, Цыфиркин и Кутейкин использую слова, присущие их профессиям, профессионализмы, если так можно сказать. Автор показывает ломанную речь Вральмана и неправильность его произношения.

Был предшественником Гоголя и Щедрина.

Лит. направление: классицизм, черты реализма
Род: драма
Жанр: комедия

Где еще сатирически изображены нравы дворян: "Мертвые души" Гоголя; "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина; "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова
Тема "недорослей": "Капитанская дочка" Пушкина (Петруша Гринев, особенности его воспитания, разница между ним и Митрофанов - разные родители, из-за чего и воспитание разное, но стадии воспитания схожи, например, учителя обоих); "Обломов" Гончарова (Сон Обломова, воспитание в семье, отсутствие духовной жизни)

Статьи в интернете:
www.litra.ru/critique/get/crid/0096357126652325...
5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/418-kom...

Тесты:
5litra.ru/ege-online/430-tipovoy-variant-7-ege-...

@темы: Литература, ЕГЭ, 18 век