Katie Colfer
Две души, две трагические сестры, отлетели вместе, и та, что была мраком, слилась с той, что была светом.
Конечно же произведение Фонвизина, или как я его называю по старинке Фон Визена, "Недоросль" имеет огромное значение в истории русской литературы. Пьеса "Недоросль" относится в классицизму, самому распространенному литературному направлению 18ого века. Правило трех единств - места, времени и действия, безусловно, соблюдено. Вообще я не люблю классицизм с его этими говорящими фамилиями, хотя трудно не признать, что это помогает заранее понять читателю, что из себя представляет тот или иной герой. Так же меня не может привлекать однобокость персонажей, которые зачастую выражают какую-либо определенную черту характера. Герои делятся строго на положительных и отрицательных. И если отрицательные персонажи "Недоросля" еще походят на реальных людей, например, та же г-жа Простакова, которая, несмотря на всю свою жестокость, двуличие, все таки безумно любит своего ужаснейшего сынульку Митрофана, имя которого, кстати, давно стало нарицательным и обозначает ленивого, невежественного, грубого человека, то положительные персонажи довольно однобоки. Западов конечно сказал в своей статье, что среди знакомых Фонвизина были люди, похожие на Стародума и Правдина, и "чуткие девушки, напоминавшие Софью", и что автор, обобщив их черты, создал своих персонажей, но это не меняет того, что он явно выставляет напоказ только их положительные черты. Не верю я, что у него в окружении было 100 святых матрон.
Вообще хорошо сказал прекрасный Вайль, что "Фонвизин классицист только тогда, когда имеет дело с так называемыми положительными персонажами", ибо это правда, как я сказала, это можно доказать на примере г-жи Простаковой. Еще мне очень понравилось, что сцена, где Митрофан учится грамматике, показывает нам не столь его невежество, сколь напоминает пародию на саму науку. Хотя я думаю, что на ЕГЭ мне лучше этого не писать. C:
Так что я вернусь к традиционным мнениям.
В своей пьесе Фонвизин выступает как воспитатель, вкладывая в устах своих персонажей свои идеи о развитии страны, чем, кстати, не была довольна Екатерина II. У них вообще, к слову, были очень напряжные отношения с Фонвизином, она даже запретила печатать его. Так вот, например, указ о том, что из-за жестокого обращения с крестьянами, государственный чиновник Правдин берет под опеку дом и деревни Простаковых не существовал. Через Правдина Фонвизин предлагает решение этой проблемы. Также через Стародума он высказывает идеи о том, каким должен быть государь, например: "Сколь великой души надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться".
Фонвизин очень многое клал на плечи русскому дворянству, считая, что в нем заключается сила страны. Через Стародума он говорит, что "Дворянин, не достойный быть дворянином, - подлее его ничего на свете не знаю".
Он бесконечно осуждал таких людей, как Простаковы, которые, пользуясь своим положением, унижали крепостных и воспитывали своих Митрофанов.
А теперь то, что мне надо отметить для себя.

Положительные герои пьесы:

1)Стародум (фамилия, говорящая о том, что он тот, кто он есть, благодаря своему воспитанию: "Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать".)
"Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет". (Правдин о Стародуме)
"Я говорю без чинов. Начинаются чины - перестает искренность".
"Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила".
"Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу". (Вообще, к слову, Фонвизин поддерживал взгляды просвещения и очень любил Руссо и Вольтера).
"Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно" (Простаковой).
"Честный человек должен быть совершенно честный человек".
"Вот злонравия достойные плоды!"

2) Милон (красавчик типа :cold:)
"В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерия считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди".
"И преступление, и раскаяние в ней презрения достойны" (о Простаковой).
"Я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце".- неустрашимость души доказывается во всех положениях жизни, сердца - в сражении

3) Правдин (вероятно имеется ввиду то, что он честный человек с желанием докопаться до истинного положения вещей в доме Простаковых)
"Не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно".
"Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа" (о Простаковых).
"Не забудь, однако ж, повестить всем Скотининым, чему они подвержены".

4) Софья
"Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет" (о Митрофане)
"Всякий порочный человек был презрения достоин, когда делает он дурно, знав, что делает".
"..вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низости".

Отрицательные герои пьесы:

1) Простаков (фамилия, видимо, означает, какой простой и смиренный этот человек)
"При твоих глазах мои ничего не видят" - полностью подчиняется своей жене, г-же Простаковой.

2) г-жа Простакова (в прошлом, Скотинина, что говорит, в общем то, само за себя, как подметил Вайль)
Обращение к крестьянам: "воровская харя; скот"
"Вот сынок, одно мое утешение".
"А я люблю, чтоб и чужие меня слушали".
"Девушки грамоте умеют!"
"Он робенка не неволит" (о Вральмане).
"Он смирен" (о муже).
"Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться" (Митрофану).
"Не будь тот Скотинин, что чему-нибудь учиться захочет".
"Нас ничему не учили".
"Нашел деньги, ни с кем не делись".
"Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь".
"Мы все делали, что он у нас стал таков, как изволишь его видеть". (О Митрофане)
"Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка".

3) Тарас Скотинин
"Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата".
"Матушкин сынок, а не батюшкин" (о Митрофане)
"...чем за ним (за убытком) ходить, сдеру с своих же крестьян".
"Люблю свиней, сестрица" или свадебная ваза 18ого века

4) Митрофан
"А я матушкин сынок".
"Не хочу учиться, хочу жениться".

5) Цыфиркин
"Праздно жить не люблю".
"Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет" (о Митрофане).
"Не возьму ничего. Они ничего не перенял". - понимает, что раз ничему не выучил Митрофана, не имеет право требовать денег, за что получает награду

6) Кутейкин
"Четвертый год мучу свой живот" (о Митрофане).
"Это его дело. Не мое." - ему не важно, чему научился Митрофан, главное, чтоб ему заплатили за работу.

7) Еремеевна (показывает ужасное влияние крепостного права, то, как оно убивает хорошие качества в людях и развивает слепую, рабскую покорность. Еремеевна предана своим хозяевам, не допуская даже мысли о сопротивлении бесчеловечному угнетению хозяев).
"По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день".

8) Вральман (возможно, имеется ввиду его обман - сказал, что учитель, а на самом деле кучер. Фонвизин показывает, что очень часто нанимали иностранных учителей, которые толком ничего не умели. Он был против моды "на францию", будучи очень преданным русской культуре, о чем упоминает в своей статье Западов. Буквальное поклонение всему французскому он показывает в пьесе "Бригадир")

9)Тришка


Фонвизин (1745 - 1792) мечтал о дворянской конституции, был против правительственной политики, был за парламентский строй, очень любил Россию, не был очарован европейскими странами.

Главная мысль комедии - мысль о воспитании.

Задумывал издавать журнал "Друг честных людей, или Стародум".

Первая русская реалистическая комедия.

Большое значение в комедии имеют языковые характеристики героев. Таким образом, язык положительных героев богат и красив, язык Простаковой - просторечие - пестрит ругательствами, словарь Митрофана и Скотинина необычайно скуден, Цыфиркин и Кутейкин использую слова, присущие их профессиям, профессионализмы, если так можно сказать. Автор показывает ломанную речь Вральмана и неправильность его произношения.

Был предшественником Гоголя и Щедрина.

Лит. направление: классицизм, черты реализма
Род: драма
Жанр: комедия

Где еще сатирически изображены нравы дворян: "Мертвые души" Гоголя; "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина; "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова
Тема "недорослей": "Капитанская дочка" Пушкина (Петруша Гринев, особенности его воспитания, разница между ним и Митрофанов - разные родители, из-за чего и воспитание разное, но стадии воспитания схожи, например, учителя обоих); "Обломов" Гончарова (Сон Обломова, воспитание в семье, отсутствие духовной жизни)

Статьи в интернете:
www.litra.ru/critique/get/crid/0096357126652325...
5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/418-kom...

Тесты:
5litra.ru/ege-online/430-tipovoy-variant-7-ege-...

@темы: Литература, ЕГЭ, 18 век